Какие карданы лучше ставить на Ниву

Продолжаем разговор о первом отечественном внедорожнике «Нива». Он, по праву, считается одним из «долгожителей» нашего автопрома. Невозможно пройти мимо столь значительного элемента трансмиссии, как карданные валы. Они, как известно, бывают разные, поэтому попробуем разобраться, что подобрать на конкретный автомобиль, какой кардан купить на Ниву?!

Содержание

  1. Разбираемся в истории вопроса
  2. Разновидности КВ (карданных валов)
  3. Признаки скорой замены карданного вала
  4. Какие карданы подходят на Ниву
  5. Что лучше для Нивы Шевроле
  6. Ремкомплект, муфта и другие полезные вещи

Разбираемся в истории вопроса

Полноприводный и заднеприводный автомобиль нуждаются кроме мотора, КПП и подвески в ещё одном значительном элементе – крутящий момент должен как-то приходить на ведущую ось, а в случае с полным приводом – в раздаточную коробку, а уже оттуда – на передний и задний мост. Эту задачу и выполняют карданы. Задний привод оставим ценителям ВАЗовской «классики», а максимум внимания уделим именно компоновке полного привода.

Карданная передача – незаменимая штука в трансмиссии, сообщающая момент между валами с взаимным угловым перемещением и различной частотой вращения. Этот механизм используется не только в автомобилях, но и в машиностроении. В тех узлах, где невозможно обеспечить соосность вращающихся элементов.

Кардан, если объяснять «на пальцах», состоит из стального вала и двух вилок, в которые вставлены крестовины, вращающиеся относительно его оси. Причём в трансмиссионных карданах, бывает, устанавливают двойную крестовину, а не одинарную. Как правило, вал составлен из двух частей, которые соединены зубчатой муфтой. Конструкция позволяет расположить один кардан под значительным углом относительно другого без ущерба для эффективности их работы.

Устройство карданного вала ВАЗ-2121 (Шевроле Нива)

Название пошло с далёкого XVI века от ФИО итальянского астролога и инженера Дж. Кардано. Он первым в мире описал такое устройство, хотя лавры изобретателя принадлежат англичанину Роберту Гуку, творившему двумя веками позднее. До современных автозаводов соединение карданов, как раз, дошло под названием «шарнир Гука». Правда, уже в новейшей истории, в двухтысячные годы, от него начали постепенно отказываться.

Назад к содержанию

Разновидности КВ (карданных валов)

Условное разделение карданов принято по наличию или отсутствию дополнительных секций, на архаичные и более современные конструкции (шарниры равных угловых скоростей).

Односекционный кардан

Это привычный механизм, используемый в спортивных автомобилях для максимально быстрой передачи момента от мотора к колёсам. Схема работы проще некуда – условная «палка» между силовым агрегатом и редуктором, раздающим усилия по одной оси.

Многосекционные валы

Их ставят как раз на гражданские легковушки, грузовики и т.п. В каждом отдельном случае с конкретной моделью машины кардан укомплектован крепежом, демпферами для минимизации вибрации, а также уплотнителями. Как пример, дополнительная «вставка» для кардана используется в удлинённой версии – на внедорожнике ВАЗ 2131:

Шарнир Гука

Наиболее привычная для механиков деталь. Её устройство мы раскрыли чуть выше. Как уже было сказано, кардан, построенный по такому принципу, служит для передачи вращения между пересекающимися осями, расположенными под углом друг к другу:

ШРУС

Такой тип карданного вала, сочленённый шарниром равных угловых скоростей – не революционная, но более современная, усовершенствованная деталь. Ему не свойственны недостатки, присущие предшественникам – устройство обеспечивает равномерное вращение валов при любой величине угла, предусмотренной производителем устройства:

ШРУС или «граната», как его называют в народе, обычно используется в приводах колёс с независимой подвеской. Впрочем, такого рода карданы быстро прижились в Ниве в силу большего комфорта в обслуживании и при передвижении автомобиля. Мы к ним ещё вернёмся.

Назад к содержанию

Признаки скорой замены карданного вала

Здесь можно долго перечислять возможные проблемы, с которыми приходится сталкиваться автомобилистам. Несмотря на живучесть и приличный ресурс карданных валов, рано или поздно в негодность приходит любое железо. КВ тоже может требовать внимания.

Вибрация

Непонятные колебания под днищем машины – всегда предвещают осмотр кардана. Как минимум, нужна проверка крестовин и состояния втулок. Вовсе не обязательно сразу гнать машину на СТО – самостоятельный визуальный осмотр позволить понять – нет ли после вылазки на природу комьев земли или другого загрязнения на раздатке и валах. Если есть – уберите их и прокатитесь на автомобиле снова.

Вибрация не ушла? Тогда смотрим, в каком состоянии балансировочные кольца и крестовины. Причиной может служить неправильная сборка и монтаж кардана, а также существенное повреждение на самом валу.

Масляные пятна

Увидели на кардане и вокруг КПП намёки на протечку трансмиссионки? Стоит взглянуть на сальник КПП. Ещё, может быть, уплотнители потеряли свою упругость и перестали работать должным образом. Бывает течь между сальником и штоком кардана. Как вариант, причина течи – в заусенцах и неровностях на шлицах. В этом случае последние лучше заменить.

Скрипы и стуки

Как только услышали поскрипывания в нижней части авто – смотрите карданный вал на предмет наличия люфта. Он возникает из-за износа крестовины или ослабленной затяжки болтов кардана. ШРУСовый кардан тоже может заскрипеть или застучать по мере износа, но с ним всё, как всегда – скорее всего под пыльник проникло загрязнение. Потребуется либо ремонт, либо замена «гранаты». Смазали ШРУС и собрали всё с новым пыльником, а скрип остался – меняйте на новый узел!

Звон и прочие посторонние звуки в кардане

Звон в трубе вала может быть спровоцирован отсоединившейся крышкой шлицов. Придётся разрезать кардан и приварить крышку. Гораздо реже встречается деформация или разрушение сердечника, но если «звенит» она или какая-то часть, отвалившаяся от нее – кардан отремонтировать уже не получится, лучше сразу заменить. Так дешевле и надёжнее.

Другие шумы могут возникать, когда приходят в негодность втулки или опорный подшипник. Тут самостоятельно разбираться при наличии громких посторонних звуков не следует – лучше отогнать автомобиль на станцию.

А ещё стоит помнить, что карданные валы требуют максимально точной балансировки – иначе при вращении на огромной скорости возможны критические проблемы с управляемостью машины, вплоть до потери контроля над авто и возможной дорожной аварии.

Назад к содержанию

Какие карданы подходят на Ниву

На российском рынке запасных частей представлен широкий выбор надёжных деталей, способных вывозить сотни тысяч километров по самым сложным дорогам. Тем более, Нива сама позволяет владельцу ездить, почти где угодно.

Из продукции, представленной у нас, можно приобрести кроме ШРУСовых изделий «нового образца» также привычные стандартные карданы на крестовинах:

Ещё у нас представлены усиленные валы. Это для тех, кто задаётся вопросом, какие карданы лучше ставить на Ниву 21213:

С точки зрения надёжности и выбора для продолжительной беспроблемной эксплуатации заслуживают внимания карданные валы производства Турции марки Tirsan:

Без ложной скромности, представляем и свой фирменный карданный вал на передний мост для автомобиля Нива, по нашему мнению это, пожалуй, лучший кардан для Нивы 21214:

Задние карданы Нива упомянутого бренда, усиленные и с коротким шлицевым концом, накаткой конца холодным способом, а также компенсацией длины вала специальной трубой, увеличивающей сопротивление на скручивание, тоже представлены на витрине SV-PARTS:

Соответственно, у нас можно подобрать и промвалы на все модели Нива. На отечественный внедорожник подойдёт вариант, представленный ниже. А что касается изделий для Niva Chevrolet, о них пойдёт речь в следующем абзаце текста.

Назад к содержанию

Что лучше для Нивы Шевроле

Все мы помним, что Chevrolet Niva во многом схожа в конструкции с Lada 4x4. Передний и задние карданы идентичные, но у них разные промвалы. Отличаются они, в первую очередь, длиной. На Шеви Нива вал, соединяющий коробку передач с раздаточной коробкой, как раз, удлинённый:

Ещё уточним, что на теперь уже Lada Niva карданные валы на ШРУСАх устанавливают с завода более 10 лет, а на Lada 4x4 они появились лишь 7 лет назад, сменив крестовины. Это, напомним, сразу весьма положительно сказалось на снижении вибраций, общем уровне шума в салоне и дребезжанию трансмиссии. В общем, надеемся, что ответ на вопрос какие карданы лучше ставить на Ниву Шевроле, вы легко найдёте в нашем интернет-магазине.

Ремкомплект, муфта и другие полезные вещи

Заканчивая обзор деталей для замены, обслуживания или ремонта карданных валов внедорожника Нива, приведём ещё несколько интересных, на наш взгляд, соображений по этому поводу.

В обслуживании карданных валов следует учесть, что при возникновении неисправностей их стоит заменить. Но можно и отремонтировать. В интернет-магазине SV-PARTS представлен готовый набор для ремонта шарниров равных угловых скоростей. Также можно также приобрести отдельно крестовины.

Отдельно стоит обратить внимание на один интересный вариант, способствующий увеличению ресурса и усовершенствованию кардана. Прежде всего, это касается старой доброй ВАЗовской «Нивы». На неё для снижения вибрации, избавления от лишнего шума и увеличения срока службы промвала часто устанавливают эластичную муфту от аналогичного узла с Нивы Шевроле. У нас данная деталь, которую часто называют «бублик», присутствует в продаже, притом недорого:

Единственный момент – не забудьте при её использовании обязательно разжиться оригинальной центрирующей втулкой промвала 2123! Лучший кардан на ниву – тема этого материала и мы надеемся, смогли рассказать о ней максимально подробно.

До новых встреч и удачи на дорогах!

Назад к содержанию